Вопрос - Ответ
Консультации с 20.00-21.00

588341954 588341954

Skype Me™!
Недвижимость и квартиры в Москве и России


Яндекс.Метрика
Вопрос: 

Добрый день, будьте любезны, разъясните мне, как правильно оформить самовольно пристроенные к частному дому гараж, кухню и веранду? Каков порядок прохождения данной процедуры, и какие для этого потребуется оформить документы? Какие размеры штрафов, госпошлин необходимо уплатить? Какие документы в результате всех этих действий мы получим на руки, для того чтобы можно было продать дом?


Ответ: 

 Пристройка к частному жилому дому гаража, кухни и веранды называется реконструкцией жилого дома (п.14 ст.1 ГрСК РФ). Реконструкция жилого дома должна осуществляться на основании разрешения на строительство, выдаваемого застройщику органом местного самоуправления и являющегося документом, дающим застройщику право на осуществление соответствующих пристроек к жилому дому (ч.1 ст.51 ГрСК РФ). Реконструированный без получения разрешения на строительство жилой дом является самовольной постройкой (п.1 ст.222 ГК РФ) и должен быть приведен в исходное состояние.

Законодательство РФ допускает возможность оформления реконструированного жилого дома в собственность. Причем законодательством РФ установлен упрощенный порядок получения разрешения на строительство в целях реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (ч.3 ст.48 ГрСК РФ) и его переоформления после завершения строительства.

В целях оформления прав на реконструированный жилой дом собственнику дома, в первую очередь, следует получить в органе местного самоуправления разрешение на строительство жилого дома. Разрешение на строительство в целях реконструкции объекта ИЖС выдается застройщику на основании заявления и прилагаемых к нему правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка, схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС (ч.9 ст.51 ГрСК РФ). Требование иных документов в целях получения разрешения на строительство от застройщика объекта ИЖС не допускается (ч.10 ст.51 ГрСК РФ).

Осуществление подготовки проектной документации при реконструкции объекта ИЖС не требуется (ч.3 ст.48 ГрСК РФ). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку такой проектной документации.

В случае получения застройщиком от органа местного самоуправления разрешения на строительство в целях реконструкции жилого дома застройщику следует обратиться в организацию технической инвентаризации (ОТИ) по месту нахождения жилого дома с целью проведения его технической инвентаризации, паспортизации и технического учета. При этом застройщик вместе с заявлением представляет в ОТИ правоустанавливающие документы на жилой дом, свидетельство или иной документ о праве собственности на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка, разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС.

Поскольку для постановки объекта ИЖС на учет с изготовлением технического и кадастрового паспортов на такой объект получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, решение вопроса о завершенности строительством такого объекта относится к компетенции ОТИ, осуществляющей техническую инвентаризацию, паспортизацию и технический учет объекта. Законодательством Российской Федерации не определен перечень нормативных технических актов, которыми должна руководствоваться ОТИ при определении степени завершенности строительством объекта ИЖС.

На реконструированный объект ИЖС по итогам его технической инвентаризации составляется технический паспорт по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 17.08.2006 г. № 244, экземпляр и необходимое количество копий которого выдаются застройщику. На основании проведенного технического учета реконструированного объекта ИЖС застройщику также выдается кадастровый паспорт объекта недвижимости, позволяющий собственнику жилого дома перерегистрировать право собственности на реконструированный им жилой дом на данном земельном участке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В соответствии с п.4 ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до 1 марта 2015 года единственным документом, подтверждающим факт создания объекта ИЖС и содержащим его описание, является кадастровый паспорт такого объекта.

Кадастровый паспорт объекта ИЖС представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о таком объекте, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.4 ст.14 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Кадастровый паспорт объекта ИЖС выдается заявителю по итогам проведения технической инвентаризации, паспортизации и технического учета такого объекта (ч.3 ст.43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Проведение технической инвентаризации, паспортизации и технического учета изменений количественных и качественных характеристик объекта капитального строительства вследствие его реконструкции является обязательным. В соответствии с п.9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. №921, с учетом изменений от 30.04.2009 г., техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

Следует обратить внимание на то, что орган местного самоуправления может отказать застройщику в выдаче ему разрешения на строительство реконструированного ранее жилого дома, признав его самовольной постройкой. При этом орган местного самоуправления обязан выдать застройщику письменный отказ в выдаче разрешения на строительство с указанием причин отказа (п.3 ч.11 ст.51 ГрСК РФ), который может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч.14 ст.51 ГрСК РФ).

Таким образом, в случае признания органом местного самоуправления реконструированного без получения разрешения на строительство жилого дома самовольной постройкой застройщику придется обращаться в суд за ее узакониванием. Согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. При этом в суд от ОТИ должно быть представлено техническое описание реконструированного жилого дома.

В соответствии со ст.58 ГрСК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Осуществление строительства или реконструкции без получения разрешения на строительство определяет факт самовольной постройки. Это влечет серьезные правовые последствия для лица, осуществившего указанные работы – оно совершает административное правонарушение и несет в связи с этим административную ответственность. Лица, виновные в самовольном строительстве или реконструкции, несут, в частности, административную ответственность (ст.9.5 КоАП РФ), а также обязаны устранить допущенное нарушение путем осуществления за свой счет сноса самовольной постройки или привести объект недвижимости в первоначальное состояние (п.2 ст.222 ГК РФ). В соответствии с ст.9.5 КоАП РФ (п.1) реконструкция жилого дома без разрешения на строительство влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей.

Государственная пошлина за внесение изменений в записи ЕГРП, связанных с изменением характеристик жилого дома для физических лиц составляет 100 рублей (подп.21 п.1 ст.333.33 НК РФ). При этом требуется внесение соответствующих изменений о жилом доме в подраздел I ЕГРП, в связи с чем уточненные сведения о реконструированном жилом доме вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя реконструированного жилого дома или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта реконструированного жилого дома, содержащего новые сведения о жилом доме (п.10 ст.33 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

После получения соответствующей выписки из ЕГРП о зарегистрированном праве собственности правообладателя реконструированного жилого дома он может осуществить сделку купли-продажи данного жилого дома.