Вопрос - Ответ
Консультации с 20.00-21.00

588341954 588341954

Skype Me™!
Недвижимость и квартиры в Москве и России


Яндекс.Метрика
Вопрос: 

У меня в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения для личного подсобного хозяйства в размере 5 га. Я зарегистрировала земельный участок как крестьянско-фермерское хозяйство. Могут ли местные органы власти отказать в изменении разрешенного вида с ЛПХ на КФХ и изъять у меня данный участок, т.к. в Тульской области существуют ограничения размера личного подсобного хозяйства до 0,5 га.


Ответ: 

 В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Также согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Однако согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, при наличии правил землепользования и застройки в Тульской области правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В случае отсутствия правил землепользования и застройки для изменения вида использования земельного участка будет применяться следующая процедура.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2012 г. при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки (на основании требований функциональных зон). Так, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Лицо, заинтересованное в изменении вида разрешенного использования земельного участка, направляет соответствующее заявление в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки. Требование представления иных документов недопустимо (ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

В течение сорока пяти дней с даты поступления заявления орган местного самоуправления  подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности изменения вида разрешенного использования земельного участка. После этого проводятся публичные слушания.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Срок проведения публичных слушаний со дня опубликования извещения об их проведении до дня опубликования заключения о результатах таких публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления и не может быть более чем один месяц.

Отказ в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.
 
Также нужно отметить, что пунктом 5 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
В предыдущей редакции указанного пункта, действовавшей до 22.07.2011г., было напрямую указано, что часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства. Однако законодатель данные положения из закона исключил.

Таким образом, в случае отсутствия правил землепользования и застройки в тульской обрасти изменение вида разрешенного использования земельного участка относится к ведению главы местной администрации. Вам следует обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования Вашего земельного участка. В случае отказа Вы можете обжаловать этот отказ в суд. Норм, позволяющих изъять Ваш земельный участок в связи с тем, что он превышает размер, установленный для конкретного вида использования (для ЛПХ), федеральным законодательством на сегодняшний день не предусмотрено.